Как сшить... лодку

Как сшить... лодку. 14513.jpeg

Старинный поморский промысел шитья лодок сохраняется в архангельской и карельской глубинке, благодаря местным умельцам, этнографам и специалистам в области истории судостроения. При такой технологии доски сшиваются внахлест с помощью природных материалов.

Дело это кропотливое, требует знаний в подготовке сырья и постоянной работы, чтобы не утратить навыки. Прежде мастера работали артелями или семьями, специализируясь на разных операциях, зато и лодки получались отменные: служили десятки лет, были устойчивы в непогоду и могли нести целую промысловую бригаду с богатым уловом.

С чем связано появление местного судостроения?

Суровые северные условия не позволяли заселившим край славянам всерьез рассчитывать на плоды земледелия, и морской промысел стал для них основным источником пропитания и торгового обмена. Лодка - надежная помощница в хозяйстве и кормилица на долгие годы - была главной семейной ценностью.

Делали ее рыбаки на совесть, не жалея на то ни времени, ни материальных затрат, а затем холили и лелеяли пуще жены и детей, поскольку от качества лодки зависело не только благополучие семьи, но и выживание в недобром и холодном Белом море.

В чем секреты поморских судов?

В отличие от других древних технологий с применением подверженных ржавчине гвоздей (в регионе такие лодки были у викингов), поморы использовали только растительные материалы.

Сосну для боков лодки присматривали в 10-15 метров высотой, доски тесали топором и обрабатывали, повторно отбирали лучшие. Тес крепили к осевым еловым доскам, причем для кормовой части брали ель с корневищем в строгие девяносто градусов: так остов получался особенно прочным.

Как делали боковые части лодки?

Для сшивания применяли «витье»: длинные еловые корни, которые расщепляли до нужной толщины и макали в смолу; витье продевали в тонкие отверстия, просверленные в досках, и равномерными стежками стягивали доски между собой. Получалось гибкое и надежное в отношении ударов соединение.

Лодку конопатили белым мхом и смолили, повторяя это по мере нужды весь период жизни лодки. Чтобы материалы меньше страдали от воды, ветра и солнца, по осени лодки выносили на берег, просушивали и накрывали.

Где их можно увидеть?

Остатки старых поморских лодок (рыбаки называли их «карбаса»), а также их исторические реконструкции, можно найти в местных краеведческих и морских музеях, один из которых находится на Соловках. Ходит по монастырскому озеру и современная карельская «водлозерка», на которой можно прокатиться.

На Большом Заяцком острове Соловецкого архипелага состоялось рождение российского флота. Миновав гибельные архангельские мели, Петр I вывел построенную им на верфях города морскую эскадру и встал на пустынном острове, собственноручно срубив в честь начала русского флота церковь Андрея Первозванного.

Сейчас промысел «шитья лодок» стал редкостью: в послевоенные годы все перешли на гвозди, что быстрее и дешевле. Но остаются мастера, кто стремится сохранить секреты и передать их новым поколениям.

Фото: тент-тюмень.рф 

Чтайте также: 

Воблер- универсальная приманка для хищника

Как выбрать и лучше использовать приманку? Чем прельстить леща

Правило рыбака: на что ловишь, тем и подкармливаешь

Боковой кивок летом на ерике

Кирсанова Дина
Жителя Магнитогорска будут судить за вылов рыбы на 300 тысяч рублей Жителя Магнитогорска будут судить за вылов рыбы на 300 тысяч рублей Новости
В Чесменском районном суде будет рассматриваться уголовное дело в отношении 48-летнего жителя Магнитогорска, который обвиняется в браконьерстве.
Российские специалисты создали десерты из рыбьей чешуи Российские специалисты создали десерты из рыбьей чешуи Новости
Разработчики изготовили зеркальную глазурь по уникальной технологии.